Откровения от «Смолы» - танцоры поделились личными историями выбора

29.04.2018

Сидя на полу перед микрофоном, в полумраке зала, рыжеволосая девушка рассказывает свою историю: «Выбор для меня был трудным - ведь разум говорил одно, а сердце другое. Мысли липли в голову, как мусор липнет к смоле, стекающей по дереву. Со временем смола затвердевает, превращаясь в привычный янтарь».

Это сцена из хореографического перформанса «Смола», который одноименный Театр танца дважды представил сегодня в зале-трансформере КТЦ «Югра-Классик» в Международный день танца.

Автором идеи и хореографом перформанса выступил Александр Любашин – хореограф из Санкт-Петербурга, педагог по техникам современного танца Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, один из создателей физического театра Ёd.

Сотрудничество Театра танца «Смола» и Александра Любашина началось еще в 2014 году. Именно тогда питерский хореограф приезжал в Ханты-Мансийск и проводил мастер-класс. Идея создать своеобразный спектакль-перформанс под названием «Смола» принадлежит именно ему.

«Если сравнивать этот спектакль с его предшественником, то это совершенно разные постановки. Изменились не только истории, изменилась сама лексика. Если кто-то из зрителей был на прошлом проекте, то нынешнюю «Смолу» он увидит и прочувствует совершенно иначе», - рассказала балетмейстер коллектива Регина Голикова.

«Смола» - это стильное философское зрелище, темой которого, по признанию авторов, стали размышления о выборе. В постановке смола – не просто органическое вещество, это метафора, символ, который красной нитью проходит через весь спектакль. Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. А каждое решение – это выбор из нескольких вариантов. И этот выбор, который долго тянулся, но в результате был исполнен, подобен смоле.

В проекте задействованы реальные истории, настоящие откровения артистов, а потому, когда меняется состав коллектива, меняется состояние и наполнение проекта – все идет иначе. Минималистичная сценография, состоящая исключительно из лучей света и звуковых эффектов, стала идеальным фоном для исповедальных и интимных танцев. Музыку действа изредка прерывает тишина, еще чаще — звуки щебета птиц.

Хореография в «Смоле» создается будто «здесь и сейчас», рождаясь в процессе выполнения поставленной задачи. Иногда все решения принимаются в процессе импровизации, ни один элемент не запланирован заранее. Искусство танца в «Смоле» перформативное.

«Перформанс очень живой – это синтез хореографии, актерского мастерства, интерактивного спектакля и пантомимы. В нем есть постановочные куски, но в основе – живая импровизация. Основная идея – случайный или осознанный выбор, артисты играют в кости, и все дальнейшие действия напрямую зависят от выпавшего числа», - поделился худрук коллектива Роман Голиков.

Даже продолжительность спектакля будет являться последствием выбора, который сделают артисты или зритель.

Балетмейстер коллектива Регина Голикова уделила особое внимание пластике, организму, телу и геометрии движений. Хореографический язык постановки – это беспрерывные кувырки, вращения, перевороты. А танцоры будто пластичные, гибкие, на удивление живые марионетки.

В Театре танца актеры не просто танцуют, они произносят монологи, выходят к публике, создают интерактивное общение. «Смола» не только отвечает на вопросы, но и задает их зрителям. И порой звучат они смело и провокационно: “Могли бы вы побриться налысо? Могли бы вы прыгнуть с моста? А усыновить ребенка? Жить шведской семьей?”...

Испытующе глядя в глаза зрителю, артистка ждет ответа, и потому чувствуется напряжение – зритель отвечает глазами, боясь нарушить тишину, боясь признаться.

«Да», «нет», «не знаю» - говорят танцоры, передвигаясь по квадрату зала, подобно шахматным фигурам. Герои делают свой выбор. Они – словно музыкальные шкатулки, наполненные разными мелодиями, образами, воспоминаниями.

Истории личного выбора настолько влились в сердца и умы исполнителей, что у зрителя не оставалось иного варианта – раскрыться и внимать. Молча, с замершим дыханием, не моргая.

«Так и мой выбор утвердился. Я выбрала сердце, я выбрала возможность говорить душой, говорить без слов. Сейчас я понимаю, что сделала правильный выбор. Может для кого-то другого – нет. Ведь каждый выбирает сам», - рыжеволосая девушка у микрофона завершает свой монолог.

Только авторы и актеры знают, каких душевных сил и внутренних переживаний стоила им подготовка к такому искреннему, но при этом визуально стильному и лаконичному перформансу.

Глубокий смысл и полная отдача себя каждым танцором – все это делает «Смолу» уникальным произведением, а коллектив Театра танца –сосредоточением увлеченных, думающих артистов, имеющих свой стиль и умение подать собственное искусство.

Составить представление о мероприятии поможет наш ФОТООТЧЕТ



Вернуться к списку