Сергей Свиридов: «Любой дирижер – это артист»

Сергей Свиридов: «Любой дирижер – это артист»

15.07.2016

Сергей Валерьевич, подведите итоги уходящего творческого сезона? Что было самым запоминающимся? Что удалось осуществить?
    Сам творческий сезон, можно сказать, удался на славу. За этот год мы сделали 10 новых разнотематических концертных программ. Количества выступлений, конечно, по отношению к прошлым сезонам выросло.
    Сезон мы открывали в сентябре 2015 года гала-концертом, посвященным творчеству Джорджа Гершвина, где играли арии и дуэты из его оперы «Порги и Бесс», известные песни Джорджа и Айры Гершвин, ставшие уже джазовыми стандартами. Также в концерте прозвучала известная симфоническая сюита «Американец в Париже» и впервые в России – Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром, которую исполнила с нами сольно Ирина Плотникова – концертмейстер «Солистов Югры» и пианистка КТЦ «Югра-Классик».
    В этом году нам удалось реализовать и выпустить наш диск, который был записан еще в марте 2015 года. Он называется «Великие романтики России». 14 октября в КТЦ «Югра-Классик» прошла его презентация. Тираж, к сожалению, небольшой. Но мы понимаем, что на сегодняшний день не все так просто. В первую очередь, с финансовой точки зрения. Но это была хорошая пробная версия для коллектива.
    Для этого диска мы записывали симфоническую сюиту «Шехеразада» Римского-Корсакова в 4-х частях, арию Князя Игоря из оперы «Князь Игорь» Бородина, Второй романс Демона из оперы «Демон» Антона Рубинштейна. Кроме того, прошлый год был ознаменован годом  Петра Ильича Чайковского, которому исполнилось 175 лет со дня рождения. Мы записали его Торжественную увертюру «1812 год». Запись этого диска была бы не возможна без непосредственного участия замечательного человека, друга нашего оркестра, звукорежиссёра КТЦ «Югра-Классик» Игоря Юрченко. Эту программу мы возили в Сургутскую филармонию, где выступили с благотворительным  концертом, сбор средств с которого пошел на строительство женского монастыря.

    Часто ли у Вас бывают подобные благотворительные концерты?  
    К сожалению, нет. Я бы хотел, чтобы это вошло в традицию. Очень жаль, что в Югре это практически не распространено. Профессиональные коллективы этим не занимаются, а я считаю, что это должно быть в обязательном порядке. Общедоступные или бесплатные концерты должны проходить намного чаще. Такие концерты мы делали 4 и 12 декабря в Большом зале Центра искусств для одаренных детей Севера. Тогда мы осуществили проект с симфоническим оркестром: соединили струнный состав из числа студентов и учащихся Центра искусств, педагогов этих студентов и музыкантов нашего коллектива «Духового оркестра Югры». Пригласили замечательного пианиста Андрея Коробейникова – уже достаточно известного музыканта на сегодняшний день, и играли с ним музыку Рахманинова, Сен-Санса, Бетховена. Вышло здорово! Концерты собирали полные залы, и зрители были в восторге. К сожалению, в тот момент, они чуть ли не впервые слышали подобное здесь в Югре. И это очень плохо. Раз в год сюда приезжает маэстро Гергиев с оркестром Мариинского театра, и, зная, какие цены на билеты выставляются, не все люди могут себе это позволить.

    Что было самым запоминающимся в минувшем сезоне?
    Поклонники нашего творчества и не только выделяют какие-то определенные проекты, видимо, что больше понравилось. Я же смотрю на эти вещи совершенно по-другому, как руководитель этих проектов и человек, который это придумывал.
    Например, по мнению зрителя, неплохо вышла у нас программа «Музыка кино». В этом году в рамках XIV фестиваля кинодебютов «Дух огня» нам удалось выступить на сцене, полноценно забрать целый день и дать концерт, посвященный музыке советского и российского кино. Хотя я не доволен некоторыми моментами в реализации этой программы, поэтому здесь моё мнение с мнением наших поклонников и зрителей не совпало. Эта идея родилась еще в прошлом сезоне. Так как этот год назначен годом российского кино, мы решили воссоздать такую идею - сделать аранжировки на музыку, написанную к известным советским и российским фильмам. Но не все удалось, к сожалению. Конечно же, из года в год коллектив будет расти и звучать лучше, но я, наверное, всегда буду к чему-то придираться. Это нормальное явление для любого профессионального руководителя.
    Также у меня родилась идея создать совместный проект с замечательным коллективом – Ансамблем песни и танца, который на сегодняшний день возглавляет прекрасный специалист и профессионал, балетмейстер Михаил Владимирович Панков. Я предложил идею: на русский фольклор, некоторый репертуар его коллектива поставить небольшой музыкальный спектакль и назвать его «Русская душа». Премьера состоялась 22 января в этом году и прошла неплохо. Мы возили эту программу в ЦКиД «Юность» в Нягань 14 мая. К сожалению, там было очень тяжело физически располагаться, так как у нас большой коллектив и несколько человек пришлось с собой не брать. Но нам все удалось, и было сделано даже чище с точки зрения и вокала, и танца, и музыкального сопровождения.
    Также в минувший  концертный сезон мы много гастролировали по Югре, выступали в Тюменской филармонии. Причем мы ездили практически каждый месяц. Одни из самых удачных гастролей на мой взгляд были в пасхальную неделю с 1 по 5 мая. И там мы играли не ту музыку, которую все привыкли слышать от духовых оркестров, а эстрадно-джазовую, и переложения известнейшей классики в джазовой обработке.
    Незадолго до этого мы сделали сольный проект с саксофонистом Олегом Боровковым, которому я предложил подобную идею, чтобы он показал себя исполнителем на разных саксофонах. Тоже не все вышло лучшим образом, к сожалению. Но мы сыграли одну из крупнейших всероссийских премьер – «Concertango» итальянского композитора Аларкона, его Концерт для саксофона с оркестром. В этой композиции все построено на мотивах танго, вальса, и все это завязано на джазе. Там очень много импровизационных моментов, особенно с точки зрения исполнения игры на саксофоне.
    Закрывали мы сезон небольшим опен-эйром в парке им. Б. Лосева и традиционно назвали его «Летней верандой». И я очень надеюсь, что в будущем году это будет выглядеть по-другому. Чего, например, на мой взгляд, не хватает в Ханты-Мансийке? На сегодняшний день мы не даем ни одного профессионального фестиваля, не приглашаем на них «звезд». Пусть даже не особо именитых, но хотя бы молодых талантов из других регионов России или из за рубежа. И показывать эти концерты нужно общедоступным способом для всех людей: бесплатно или с минимальной ценой.

    Есть ли у Вас желаемое и не исполненное?
    Есть, конечно. Приехав работать в Ханты-Мансийск, я хотел сделать что-то подобное, что делает маэстро Гергиев в России и называет это «Пасхальным фестивалем».
    Фестиваль, который мы хотели осуществить в прошлом сезоне, назывался «На страже мира» и посвящен он Великой победе. Мы хотели сделать две-три разноплановые программы, но, конечно, основной акцент должен быть на песнях и академической музыке военных лет. Я хотел, чтобы это был фестиваль, но он оказался одноразовым концертом. Вот это есть желаемое и неисполненное. И я очень надеюсь, что в следующий год это обязательно состоится. Я вижу это таким образом: на протяжении недели в пяти-шести крупных населенных пунктах Югры привозить эти программы, показывать людям, и чтобы они получили какое-то эстетическое удовольствие, наслаждение, высказали свою критику. Потому что любой профессиональный коллектив для этого и существует – духовно просвещать людей. И, конечно же, наша задача – найти ключ к любому слушателю, от мала до велика. Потому что далеко не все воспринимают академическую музыку. А ведь академическая музыка воспитывает слушателей любого возраста, заставляет думать и мыслить, духовно развиваться. Это одна из моих основных задач – привить людям настоящую любовь к классической музыке.

    Каким Вы видите будущее «Духового оркестра Югры»?
    Самое главное для меня, как художественного руководителя и человека, который приехал в Ханты-Мансийск для того, чтобы поднимать этот коллектив, является максимальная популяризация оркестра, чтобы он вышел не только за рамки округа, но и России, и даже за рубеж. На сегодняшний день нам приходят электронные письма из Америки, Японии. Люди интересуются нашими записями. Причем пишут это дирижеры и музыканты. Выкладывая записи на YouTube, я получаю приятные отзывы из Москвы, Владивостока, Калининграда, Вологды, Саратова, Новосибирска, Ростова-на-Дону – огромного количества городов. Это все приятно, но этого мало. Для того, чтобы популяризация коллектива проходила быстрее, нужно как можно больше и чаще выезжать с новыми концертными программами на гастроли за пределы округа. Ведь всё это идет не только во благо нашего коллектива, но и во благо всей культурной сферы Югры. Это нужно для того, чтобы о Югре говорили не только, как о спортивном и нефтяном регионе страны, но и о высококультурном. Здесь есть большие таланты, и этим людям нужна помощь. Ведь артист должен чувствовать свою значимость. А значимость появляется тогда, когда он выходит на хорошую сцену, когда у него есть поклонники и публика. Ведь дело не в гонорарах, а в том, насколько ты признан, нужен или не нужен. Если человек себя чувствует ненужным, ему становится неинтересна эта профессия. А музыкант творческая и ранимая натура, он должен чувствовать свою значимость. Поэтому, моя задача на будущий сезон и в дальнейшем – популяризировать наш коллектив как можно чаще и больше.
  
    Расскажите, пожалуйста, подробнее о концертных программах, запланированных на предстоящий творческий сезон?
    В следующем сезоне мы приглашены в Москву, уже не в качестве гостей в представительство ХМАО-Югры, а коллективом на серьезные, большие сцены – это Светлановский зал Международного дома музыки, в концертный зал Академии им. Гнесиных. Выступать в таких залах – это большая честь для оркестра Югры.
     На самом деле, у нас каждый месяц новая концертная программа. Этот «паровоз», который мы начали гнать ещё два года назад, мы будем разгонять еще дальше, и останавливаться нам нельзя ни в коем случае. Поэтому сезон мы начнем с академической музыки, поскольку этот год объявлен среди музыкантов годом выдающегося композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Ему в этом году исполнилось 125 лет. И я, как музыкант, не имею права не отметить это событие на сцене.
    Открытие сезона будет 18 сентября. И в этой программе прозвучит не только музыка Сергея Сергеевича, но и музыка Дмитрия Шостаковича. Мы исполним его 9-ю симфонию. А центром этой программы окажется  музыка Й.С. Баха. Мы исполним его «Чакону» – выдающееся философское произведение.
    Это довольно тяжелая программа для коллектива, ведь у нас концертный духовой оркестр и мы будем исполнять симфоническую музыку, а это не совсем свойственно с точки зрения природы инструментов. Играя симфоническую музыку, где основу держит струнный состав, здесь держит группа деревянных духовых инструментов – группа флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов и так далее. Это уже природа инструментов, которую надо попытаться приспособить с профессиональной точки зрения под штрихи, динамику и артикуляцию струнных инструментов для наших духовиков.
    В октябре мы хотим пригласить (это должна быт нормальная практика для любого оркестра – приглашать разных дирижёров на программы) Виктора Романовича Худолея – человека, ранее возглавлявшего филиал академии им. Гнесиных и создателя «Духового оркестра Югры». Эта дань уважения мастеру. Хотелось, чтобы он приехал сюда, поработал с нашим оркестром над новой программой и дал концерт на большой сцене.
    Также мы бы хотели возобновить «Русскую душу», но не в том виде, в котором ее видела публика в январе, а с новым репертуаром. Это будут совершенно новые номера. И программа будет расширена по количеству номеров и времени.
    Не все буду озвучивать, чтобы для югорских зрителей сохранилась интрига.

      Что нужно дирижеру для удачного концерта?
    Во-первых, дирижер должен быть феноменально подготовленным до выхода на сцену. В это входит, на мой взгляд, блестящие знания той музыки, которую он сам определил для себя и своего коллектива. Он должен знать программу практически наизусть, кропотливо работая с партитурой. Это все отрабатывается на протяжении нескольких часов, дней, недель. То есть дирижер, выходя к коллективу, должен знать, чего он хочет. После того, как он передает свои ощущения, свои знания коллективу, соединяя все в единое целое, он выносит это на концертную эстраду. Это одна из основных задач любого дирижера.
    Любой дирижер – это артист. Поэтому, несмотря на то, что мы работаем спиной к залу, мы такие же артисты, как и все остальные. Наша задача – не кривляться. Если тот же актер театра и кино может себе позволить чувствовать себя как можно свободнее, даже с точки зрения ощущения свободы жестов, то мы должны чувствовать себя в определенных рамках. Лишние жесты, лишний взгляд могут повлиять на процесс исполнение музыки, могут сбить музыкантов. Во-вторых, это просто эстетически неверно. Неприятно смотреть на дирижера, который пляшет за пультом. Это как мое мнение, так и мнение мэтров, которые меня учили.
    Артистизм у любого маэстро должен проявляться через руки, тело и  глаза. Энергетика, которой он обладает должна в позитивном отношении подавлять энергетику всех людей, сидящих перед ним и за ним.
    Кто такой дирижер? Это человек, который является в определённом смысле «проводником». Например, мы будем мы открывать сезон музыкой Прокофьева и Шостаковича. Этих людей, к сожалению, с нами нет уже несколько десятков лет. Но я верю в высшие силы и понимаю, что они на нас смотрят, понимают, что мы делаем и делаем ли это правильно. Поэтому в первую очередь я работаю для них. Это те люди, которые через свою боль, радость, вообще, через то, что они видели и чувствовали, выражали свои мысли и идеи на нотной бумаге. И моя задача – попытаться расшифровать то, что они чувствовали и мыслили с помощью своего коллектива и передать это в зал.
    Крайне необходимо любому дирижёру здоровое тело, потому как при длительной работе за дирижёрским пультом мы испытываем большую физическую нагрузку. Надо поддерживать свою физическую форму.
    Обобщая всё вышесказанное, могу сказать, что для удачного концерта дирижёру нужна сильная и позитивная энергетика, которая заряжает людей, высокий профессионализм и прекрасное самочувствие.











Возврат к списку