Дневник Творческой школы «Музыкальный театр». День первый: Знакомство и настройка инструментов 00:00:01

13 ноября 2013 года

День первый: Знакомство и настройка инструментов

  К десяти утра в органный зал КТЦ «Югра-Классик» собирается разнообразная публика. Здесь и взрослые, и совсем юные лица, заметные, статные (статусные!) и весьма скромные особы. У некоторых в руках футляры с инструментами.   Все готово к открытию в Ханты-Мансийске Творческой школы для одаренных северян, которая станет первым этапом проекта, инициированного руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым.

  Слово берет помощник директора и пресс-секретарь концертно-театрального центра «Югра-Классик» Александр Вовненко. Он знакомит присутствующих с предысторией. Напомним, минувший год в Югре проходил под эгидой дружеского сотрудничества с Мариинским театром. Немало вокалистов, танцоров и инструменталистов в течение года занималось с лучшими педагогами из Мариинки, лучшие затем прошли стажировку в знаменитом Петербургском театре и даже выступили с известными мастерами на его сцене. Но дружба – тогда и настоящая, когда одной встречей или одним мероприятием не ограничивается. Неудивительно поэтому, что югорчане стали первыми, кто принимает новый проект Маэстро, рассчитанный на вовлечение одаренной российской молодежи в большую культуру.

  Открытие школы происходит довольно просто и непринужденно, как это бывает со старыми знакомыми. Присутствующих знакомят с педагогами, среди которых народные и заслуженные артисты, наиболее яркие солисты и концертмейстеры Мариинского театра. Представляют и организаторов. Они скромничают, никто и не догадается, сколько труда им стоило все подготовить, обеспечить, согласовать. Стоить заметить, поддержку Школе оказало правительство Югры, а значит, все будет на должном уровне.

  Сегодня работает четыре группы: скрипачи, альтисты, трубачи и вокалисты. Выясняется, что жесткого регламента занятий нет. Педагогам предоставляется полная свобода в построении процесса обучения.

  Фотография на память – и все расходятся по кабинетам. Заглянем в некоторые из них.

– Ты тут зря аккуратничаешь, здесь лучше ярче, живее, – наставляет одну из юных скрипачек Елена Бердникова, заместитель концертмейстера симфонического оркестра Мариинского театра. – А вот эту ноту у тебя совсем не слышно. Наверно, нужно ее отдельно несколько раз проиграть, чтоб не пропадала.

  Елена Николаевна терпеливо направляет девчушку еще и еще раз, по ходу отмечая, как красиво должна двигаться рука. Наконец, сама берет скрипку и показывает, как, по ее мнению, должен звучать этот фрагмент. Затем дает еще пару советов – и вот нужное звучание достигнуто. И преподаватель, и ученица довольны…

  В кабинете трубачей еще идет разговор. Геннадий Никонов, солист мариинского симфонического оркестра делится: «Я много времени отдаю пению и не стесняюсь этого». «Да! – подхватывает один из слушателей, – меня тоже учили: берешь наиболее комфортный для тебя звук и поешь». Речь, разумеется, о пении на трубе, ведь звуки здесь извлекаются исключительно с помощью голоса. Но вот атмосфера становится менее напряженной, и от разговоров переходят к практике.

  Геннадий Викторович демонстрирует, как один и тот же музыкальный отрезок может звучать на трубе и резко-звучно, словно сигнал горниста, и мягко, даже нежно-лирически. К слову, в его мастер-классе участвуют не только ученики местных музыкальных учреждений, но и уже получившие признание артисты ансамбля «Сибирь-Брасс» во главе со своим руководителем Али Садиком. Они внимают мастеру с неменьшим интересом и даже снимают его урок на камеру…

  Органный зал. Мастер-класс по вокалу. Народная артистка России, Ольга Кондина на сцене разбирает музыкальную партию с одной из желающих. Неспешно, мягко, заботливо ведущая солистка Мариинки объясняет девушке нюансы настройки звучания,  ведь голос – это особый инструмент, с ним тоже надо уметь обращаться. Проходит минута, другая, и на глазах присутствующих (а их в зале десятка два) в подопечной что-то меняется, фрагмент звучит иначе, волнующе, изящнее – и в зале раздаются аплодисменты.

– Ну, кто следующий желает? – спрашивает Ольга Дмитриевна…

  На этом пока закроем двери классов.

  (Продолжение следует) 


Вернуться к списку