Ирина Плотникова: У музыкантов нет разделения на работу и хобби, музыка – это образ жизни

01.04.2020

В этом году 5-летие работы в КТЦ «Югра-Классик» отмечает лауреат всероссийских и международных конкурсов, пианистка Ирина Плотникова. Она рассказала нам о своем творчестве, вдохновении, новых проектах.

- Помните ли вы количество сыгранных вами программ?

- Концертных программ было много. Каждый сезон я готовлю по две сольные программы и участвую в различных проектах, совместно с Концертным оркестром Югры, ансамблем камерной музыки «Консоне». В 2019 году я представила два сольных концерта: «Магия встреч: Ференц Лист и Эдвард Григ» и «Великие имена: Фредерик Шопен». Ранее была сыграна программа романтической немецкой музыки, программы с вокалистами, представлено творчество композитора Сергея Прокофьева, Модеста Мусоргского, второй концерт Сергея Рахманинова, третий концерт Петра Чайковского и рапсодия американского композитора Джорджа Гершвина.

- Какие из них для вас наиболее значимые, яркие?

- Одним из ярких воспоминаний стало исполнение цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. Познакомить югорчан с творчеством этого композитора мне хотелось давно. Программа включала в себя известные произведения великого русского композитора и еще 4 редко исполняемые пьесы.

- Сколько времени необходимо для создания новой концертной программы?

- Как правило, я планирую свои программы на полгода вперед. Но бывают разные ситуации. Помню, как было необходимо за месяц выучить сложную рапсодию Джорджа Гершвина. Я исполнила ее в КТЦ, потом в филармонии Тюмени, а через месяц уже стоял в планах Третий концерт Чайковского. Это была напряженная работа, которая требует большого количества сил и энергии. Всегда сложно выходить к публике с новым произведением и играть его впервые. Ты выучил, готов, но все равно волнуешься, легче исполнять обыгранные произведения. Но все равно любое выступление - это большая ответственность. При выборе программы всегда задаёшь себе вопрос: «Будет ли это интересно слушателю?». Музыканты все равно по-другому воспринимают музыку и поэтому необходимо ориентироваться на публику. Ведь, с одной стороны, мы ее воспитываем, а с другой – даем возможность услышать популярные, знакомые на слух произведения. Поэтому в своих программах я сочетаю редко исполняемые произведения с любимыми публикой.

- Говорят, что игре на фортепиано можно учиться всю жизнь. Так ли это?

- Да, это правда. Нет предела совершенству. Ты можешь быть хорошим педагогом, первоклассным музыкантом, но за фортепиано садишься как ученик. Я занимаюсь каждый день, играю от двух часов в день и больше. Главное - не измерять часами, а заниматься осмысленно, ставить определённые цели и каждый день их достигать. А если не репетировать, то теряются свои навыки.

- Ирина, расскажите о творческих планах, над чем работаете сейчас?

- Сейчас совместно с Концертным оркестром Югры готовим концерт «Код Баха». В этом сезоне уже прошли две мои сольные запланированные программы, поэтому думаю уже о следующем сезоне. В планах - представить творчество Людвига ван Бетховена и Роберта Шумана. На самом деле, поле для деятельности широкое, год богат на юбилеи – Шопен, Чайковский, Шуман, Бах.

- Отличается ли игра на фортепиано по сложности в соло и в оркестре?

- Все зависит от музыкальной программы… Мне нравится играть как соло, так и в оркестре. Технически исполнение музыкальной композиции не отличается.

- Бывали ли у вас моменты выгорания? Если да, то как с ними справлялись?

- Музыка, как живая вода, – ее пьешь и восстанавливаешься. Если ты эмоционально выгораешь, лучший рецепт - сесть за инструмент и заниматься!

- Сейчас в современном пианистическом мире сложно выделить кого-то, кто играет только одного композитора. Чем больше понимаешь разную музыку, тем лучше играешь. Это действительно так?

- Есть пианисты - «шопенисты», кто играет только Шопена. И я очень долго играла – училась пианистической технике, развивала музыкальность и умение играть кантилену. Но несмотря на это, я играю многих композиторов. Правда, совершенно не исполняю Шостаковича, наверное, еще не доросла до него. Помню, был период, еще студенткой относилась предвзято к творчеству французского композитора Клода Дебюсси, не понимала и не считала его музыку интересной, мне было трудно воспринимать его сложные гармонии. Пока я не услышала эти произведения в исполнении французского пианиста, который воодушевил меня попробовать сыграть. Начала играть и открыла невероятные красоты.

- Знаем, что у вас уже появилась своя определённая публика, любители фортепианной музыки. Кто они?

- Я не всегда имею возможность пообщаться с публикой. Но у нас есть невербальное общение. В последнее время я получаю обратную связь и в социальной сети. У нас маленький город и не так много развлекательных мероприятий, поэтому мне особенно приятно, когда полный зал. Моя публика – это категория пожилых людей, им интересно не только исполнение, но и историческая справка о композиторе, о создании музыкального шедевра. Получается концерт-лекция, где музыка воспринимается по-другому. Приходят мамины друзья, мои ученики и студенты Центра искусств для одаренных детей Севера.

- Расскажите о своих учениках, как давно вы преподаете?

- Преподавательская деятельность всегда шла параллельно исполнительской. Когда училась, я получила четыре квалификации: солист-инструменталист, преподаватель, концертмейстер и солист камерного ансамбля. На данный момент я работаю по всем квалификациям. Изначально преподавала фортепиано в детских кружках, давала частные уроки друзьям и знакомым. В музыкальной школе я работаю более 5 лет и сегодня у меня 6 постоянных учеников.

- Вы занимались музыкой с дочерью? Чем сегодня она увлечена?

- Да, с раннего детства я развивала в ней музыкальный талант, учила игре на фортепиано. Но когда Юля взяла в руки скрипку, поняла что ей ближе этот инструмент. И с 6 лет дочь занимается на скрипке, сейчас она учится в Центре искусств для одарённых детей Севера. Ей 10 лет, она уже показала себя на различных конкурсах. В прошлом году мы с ней ездили на конкурс в Санкт-

Петербург, где Юлия стала лауреатом 2 премии, получила похвалу от питерских педагогов. В Югре выступала на фестивале «Где рождается искусство», а также участвует в концертной деятельности Центра искусств.

- А какая вы вне сцены? Чем вы увлекаетесь, какой досуг для себя выбираете, о чем мечтаете?

- Я одинаковая и на сцене, и дома. Черпаю силы из музыки. Многие, кто видят меня на концерте, говорят, что мне повезло с профессией, ни стрессов, ни потрясений. На самом деле у музыкантов нет разделения на работу и хобби, музыка – это образ жизни. Могу шить, вышивать, люблю готовить, но могу сделать что-то совершенно не женское – например, что-то починить. В детстве хотела играть на скрипке, но мой педагог настояла на фортепиано, она переживала, что я полюблю скрипку больше. Сейчас мечтаю научиться играть на арфе, она такая красивая, необычная и так прекрасно звучит. Кстати, недавно я попробовала игру на органе, Елена Коземиренко мне все рассказала и показала, принцип игры похож с фортепьяно. Я немного порепетировала и через неделю вышла на сцену…

- Ирина, спасибо вам за интервью, желаем вам творческих успехов и исполнения мечты… Кто знает, может быть, вы скоро порадуете нас игрой на арфе!


Возврат к списку