По «Временам года» с П.И.Чайковским

По «Временам года» с П.И.Чайковским

25.05.2015

Обратимся к истории создания произведений. Фортепианный цикл «Времена года» был написан по заказу Н.М. Бернарда, издателя журнала "Нувеллист", примерно в ноябре 1875 года. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю».

Не трудно догадаться, что названия музыкальных зарисовок были предложены композитору издателем. Выполняя этот заказ, Чайковский должен был написать по одной характеристической картине к каждому номеру ежемесячного издания, что виртуозно удалось воплотить в жизнь великому композитору. Поэтическая идея цикла органично соединилась с музыкальным выражением и весь 1876 год пьесы Чайковского открывали номера "Нувеллиста". Все, кроме сентябрьского. А в конце 1876 г. Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Так родился музыкальный цикл, впоследствии, ставший шедевром мировой классики.

А совсем недавно известные произведения предстали перед зрителями КТЦ "Югра-Классик" в авторской аранжировке Андрея Пискунова для камерного ансамбля и поразили новизной своего звучания. Привычные, сохранившие первоначальную идею музыкальные переливы, предстали перед залом в новом воплощении и заставили зрителей, как в первый раз, поразиться полноте и богатству образов, которые передает эта гениальная музыка.

Вот зазвучал «Январь. У камелька», и зрителям сразу представилось, как приятно бывает посидеть у камина под пледом с чашкой горячего напитка, когда на улице холод и зима. А вот и «Февраль. Масленица» - уносит слушателей на свои радостные красочные праздники с песнями, плясками и вкусными горячими блинами. «Март. Песня жаворонка» предвещает пробуждение весны с первыми трелями громкоголосых птиц.

Каждая пьеса удивительно точно передала настроение соответствующего месяца, и это в полной мере позволило зрителям окунуться в атмосферу петербургской городской и деревенской жизни XIX столетия. А доказательством того, что такая возможность пришлась по вкусу ханты-мансийской публике, свидетельствуют долгие и громкие аплодисменты, которыми зал провожал талантливых музыкантов!

Дарья Ерофеева 


Возврат к списку