30.11.2020
Государственный художественный музей впервые представляет выставку графики «Вадим Трофимов» из цикла «Наши художники».Экспозиция включает автолитографии XX века и пройдет в преддверии Дня образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, который отмечается 10 декабря.
Анималистика – древнейший жанр изобразительного искусства, представляющий образ животного в живописи, графике и скульптуре. Художник-анималист должен обладать особыми качествами: прежде всего любовью к своим моделям, наблюдательностью, и конечно, знанием биологии животного. Вадим Вадимович Трофимов (1912-1981) воспроизводил не только облик животного, но и передавал его характер.
Особая любовь к животным проявилась у Трофимова под влиянием отца. В формировании будущего анималиста большую роль сыграло и то, что В. В. Трофимов был племянником Надежды Ладыгиной-Котс, известного зоопсихолога, соосновательницы Дарвинского музея.
На одной из своих литографий – «Северные олени», выполненной в 1950-е гг. и ставшей впоследствии экспонатом Дарвиновского музея, Вадим Трофимов оставил дарственную надпись: «Дорогой тёте Наде на добрую память от любящего и всегда благодарного за помощь в нахождении своего места в жизни племянника – автора этой гравюры». Одноименную автолитографию «Северные олени» (1950-е гг.) Государственный художественный музей представит в своей экспозиции.
Вадим Вадимович Трофимов - анималист, график, скульптор, учился у В.А. Ватагина. С 1940 года член Союза художников СССР. С 1939 по 1980 гг. постоянный участник зональных, всесоюзных и международных выставок. Начиная с 30-х годов В. В Трофимов сотрудничал с разными издательствами: сначала с «Детской литературой», а с 1937 года – с «Просвещением», с которым проработал долгие годы. В годы Великой Отечественной войны работал в «Окна ТАСС», где создал серию агитплакатов и сатирических листов, персонажами в которых выступают его любимые животные и птицы, разоблачающие звериную сущность фашизма на языке басенной аллегории. Был награжден орденом «Красная Звезда» и медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». На войне не переставал рисовать, его фронтовые рисунки хранятся в музеях Москвы. В конце 60-х годов В. . Трофимов организовал секцию анималистов при Союзе художников г. Москвы. Благодаря этому многие молодые художники нашли поддержку своим начинаниям и стали работать именно в этой области.