Эдуард Бургардт: Необходимо разрушать стереотипы

27.03.2020

Человек-оркестр, создающий неповторимые аранжировки с четкими нотами импровизации, – всё это талантливый музыкант КТЦ «Югра-Классик» Эдуард Бургардт. Он артист ансамбля «Джаз Бэнд», Ансамбля песни и танца, также Эдуард активно взаимодействует с Концертным оркестром Югры.

- Эдуард, как и когда ты принял решение идти по творческой стезе?

- В моей жизни не я выбрал творчество, а оно – меня! Моя мама – педагог музыкальной школы по классу фортепиано, когда она ждала моего рождения, активно музицировала. Потом она часто брала меня на свои занятия, но поступил я в музыкальную школу к другому педагогу и по другому музыкальному инструменту – баяну. В 10 лет я прошел конкурс и стал обучаться в Центре искусств для одаренных детей Севера, после окончил колледж, институт, все это давалось достаточно легко, непринужденно и дело моей жизни никогда не вызывало сомнений. Вообще, нужно сказать большое спасибо Центру искусств за мощнейшую творческую базу: с раннего возраста мы участвовали в серьезных проектах, в более старшем – гастролировали по Европе, жили в европейских семьях и даже выступали в 2004 году в штаб-квартире ООН в Страсбурге, были лауреатами конкурсов, активно занимались творчеством. После окончания Центра искусств в наших заграничных паспортах не было пустых граф! Для нас, детей из разных уголков Югры, условия Центра искусств были самыми лучшими, они сформировали нас не только как музыкантов, но и как личностей.

- А в какие жизненные моменты ты понимал: да, я выбрал верную профессию?

- У одного прогрессивного автора-исполнителя бард-рока Павла Фахртдинова есть песня «Играй» и в ней такие слова: «Просто играй свои мысли... Просто играй своё сердце... Неважно, что кто-то не слышит... А важно, что кто-то услышал...». Музыка для меня всегда была смыслом жизни, самой жизнью, я не воспринимал её как профессию, просто делал то, что мне нравилось. В этом плане я точно счастливый человек, так как хобби всей моей жизни совпало с моей профессией. Сейчас основное мое направление – игра на гитарах (электрических, акустических, бас), вокал. Хотя все это пришло не сразу, я получил музыкальное образование именно по баяну. Пел я с самого детства, сколько себя помню, сначала это были детские песенки под мамин аккомпанемент под гитару или пианино, затем, учась в музыкальной школе, солировал в хоре, даже как-то раз выступал на праздновании Дня Победы с песней В. Харитонова и Д. Тухманова «День Победы», запевал куплеты! Различные мероприятия в общеобразовательной школе тоже не обходились без моего участия. Гитара же пришла ко мне с моим педагогом Центра искусств – Ильдаром Насыровым – учителем по географии, который привел меня в мир авторской песни, с ним у нас образовался дуэт «Двое в пиджаках». В 2019 году дуэту исполнилось 20 лет. Мы выступали на Грушинском фестивале, систематически даем сольные концерты в Государственном художественном музее.

- Какие музыкальные кумиры были в детстве и какие сейчас?

- Сложно сказать, сложно выделить. В каждом творчестве есть свой характер, свои тонкости, не всегда это замечаешь сразу, порой необходимо более детально изучить жизненный, творческий путь личности. Есть прекрасная фраза: «Красота в глазах смотрящего». На данный момент меня захватывает творчество австралийского гитариста-виртуоза в стиле Fingerstyle Томми Эммануэля.

- Были ли моменты в жизни, когда хотелось бросить музыку?

- Однозначно нет, но были периоды, когда кажется, что что-то идет не так, или ты двигаешься не в том направлении, либо не получаешь того удовлетворения, которое хотел от проделанной работы. Думаю, это нормальное явление, определенный творческий кризис, который как раз и создает предпосылку для нового рывка. Тот момент, когда ты не можешь изменить ситуацию и меняешь свое отношение к ней, начинаешь смотреть шире, искать новые задачи для саморазвития, да и самокритика необходима, иначе возможен застой.

- Есть стереотип относительно образа музыканта. Якобы это человек с вредными привычками... Как к подобному относишься?

- Я свободен от стереотипов и предрассудков. Человек может очень много придумать оправданий своим слабостям. Мы все проходим через сложные испытания жизни, я не исключение. У всех получается по-разному, кто-то достойно, кто-то не очень. Важно, что каждый должен оценивать реалии своей жизни, видеть смысл, понимать, сколько времени на это отведено. Когда задумываешься об этом, то желание «валять дурака» отпадает автоматически. Все эти представления основываются на образах жизни легендарных музыкантов, но когда мы более детально изучаем их биографию, то видим иную картину, что так сложилось в силу стечения обстоятельств, не все они хотели такой жизни, но иного выхода не видели, возможно, не было нужной поддержки близких. Есть такие примеры, как Вячеслав Бутусов с популярностью группы «Nautilus Pompilius», с которой было сложно сохранять светлый разум. Он нашел выход: поддержкой была супруга, религия, сейчас он очень много внимания уделяет классической музыке. Последний его альбом новой созданной им группы «Орден Славы» посвящен стихотворениям Александра Пушкина, он пишет фортепианные пьесы, в приоритетах любовь к семье, к ближним. Таких примеров много, главное вовремя увидеть, что что-то пошло не так, изменить это. Счастье в каждом из нас. Вредные привычки – это лишь соблазны, в которых мы прячем себя, убегаем от себя, проявляя слабость и отсутствие силы воли. К сожалению, не все понимают, что нести людям серьезные мысли можно и без какого-то допинга в виде алкоголя, жертвенности. Нужно уметь говорить «нет», особенно там, где все пытаются донести тебе, что это норма.

- Почему, на твой взгляд, в нашей стране считается, что заниматься творчеством – тяжело и неприбыльно?

- Тут много составляющих, смотря о каком творчестве мы говорим. Есть творчество, которое рассчитано на большую аудиторию слушателей, так называемая «попса», я думаю сейчас у представителей этого направления все отлично, много площадок, также большое подспорье – Интернет и социальные сети, где очень быстро можно «создать себе популярность». Если говорить о думающем, сложном творчестве, которое ставит перед собой какие-то серьезные проблемы человечества, личности, то им сложнее, так как их аудитория резко сокращается.

Главное, что все в руках человека, и результат зависит от личного желания и упорства. Много примеров: Моцарт, Бах (был признан только через 200 лет после смерти), Виктор Цой, Юрий Шевчук – во все времена было непросто, но, думаю, это касается не только творческой сферы, в любом профессиональном направлении, в котором человек хочет добиться высокого результата, встречаются сложности.

- Какие творческие проекты КТЦ «Югра-Классик», в которых ты участвовал, считаешь самыми успешными?

- Все!!! Смотря какой смысл придавать слову «успешный»: «массовость», «отзывы», «опыт». Каждый проект хорош по-своему, часто это новые задачи, новый подход, ограниченное количество времени, в результате чего ты видишь и свои достоинства, и то, над чем еще необходимо поработать. Я не могу сказать, что один проект лучше другого. Творчество многогранно, в каждом проекте свои идеи, чаще всего они не дублируют друг друга, это прекрасно. Последний яркий проект «Классика русского рока», если ориентироваться на отзывы слушателей! Я был очень рад, что слушатели приняли нашу энергию, оценили нашу работу и получили удовольствие от проведенного совместно времени.

- В этом творческом сезоне ты отыграл проекты с «Джаз Бэндом», успел посотрудничать с Концертным оркестром Югры («Классика русского рока»), Татьяной Ахмадыршиной (театрализованный концерт «Пробуждение»), даже приобщил дочь Лизу к постановке. Расскажи про эти проекты: как дочка отнеслась к совместному творчеству, планируешь ли дальше её привлекать?

- Как я уже сказал ранее, я много лет исполнял авторские песни, сейчас активно идет расширение именно вокального опыта. «Классика русского рока» дала большой опыт в части исполнения песен харизматичных, оригинальных музыкантов: Виктор Цой, Юрий Шевчук, Илья Лагутенко и другие. Когда меня в жизни просят исполнить песни таких музыкантов, то я редко соглашаюсь. Есть определенные личности, которые не просто музыканты – авторы, люди – философы, люди – легенды, которые несут с собой не только музыку, но и смысл, стиль жизни определенного поколения, социального класса и это большая ответственность. Важно не испортить, еще добавить своего видения, а для этого необходимо проделать много работы. Важно, что как раз авторская песня мне помогает в таких вопросах, потому что это достаточно серьезные музыкальные тексты. С Татьяной Ахмадыршиной мы попробовали театральную деятельность, познакомили слушателей с глюкофоном, я попробовал речитатив, спектакль получился очень эмоциональным, так как его задачей было пробуждение осознанной жизни личности, эта тема мне очень близка. Лиза всегда рада совместной работе, это не первое ее выступление, она учится в Центре искусств по классу фортепиано. Ее участие в жизни учреждения как раз началось с Татьяны Ахмадыршиной, её театральных занятий. Она выступала на сцене со стихотворением, потом мы пели с Концертным оркестром Югры на Дне округа, также ездим на бардовские фестивали разного уровня – пробуем себя! Она либо поет со мной, либо одна под мой аккомпанемент. Мы рады ее результатам, но пока рано о чем-то говорить и делать какие-то выводы, дети выбирают свой путь и редко вырастают теми, кем хотели бы видеть их родители. Она любит Владимира Высоцкого, авторскую песню, русский рок, классику: Петра Чайковского, Моцарта, разные прогрессивные современные группы, такие как «25/17», «NOIZE MC», советское кино, у нее хороший вкус, в любом случае, даже если она не будет заниматься творчеством, все это поможет ей в становлении «думающей» личности.

- Какими проектами занят сейчас?

- Сейчас мы готовим очередной проект с «Джаз Бэндом», обсуждаем концепцию к 9 мая с Татьяной Ахмадыршиной, попутно возникают другие проекты. Я всегда открыт для сотрудничества, поэтому новые задачи возникают быстро и спонтанно, интересные проекты были с Верой Кондратьевой, вокально-инструментальным проектом «Портреты Fa#», думаю, еще будут совместные концерты по этим направлениям.

- Опиши свой обычный день.

- Работа, работа и еще раз работа, также уместна фраза: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Хочется многое успеть, попробовать себя, «прокачать» все навыки, творить на высоком уровне и радовать слушателя. Есть такой стереотип, что местные коллективы, музыканты, актеры не обладают нужным профессиональным уровнем. Необходимо его разрушить, порой люди просто не особо интересуются жизнью местных музыкантов. Юрий Шевчук рассказывал в документальном фильме Павла Селина «Юра музыкант», что для настоящего музыканта главное – качество. Когда играешь концерт в Москве, он не должен отличаться от концерта в каком-либо отдаленном населенном пункте Ямала, нужно всегда оставаться профессионалом своего дела, к чему стремимся и мы. Пусть мы не собираем стадионы, но стараемся, работаем, создаем интересные проекты, чтобы каждый житель города, округа мог окунуться в качественное искусство. Про роль качественного искусства, о его необходимости в жизни каждого человека много говорит заслуженный деятель науки России Татьяна Черниговская, слушая её лекции, убеждаешься, что мы на правильном творческом пути: «Наш мозг, как и наш желудок, нужно кормить полезной пищей». Стараюсь правильно планировать свой день: продуктивная работа, время на саморазвитие, систематические занятия спортом, остальное – семья: совместный отдых и развитие. Мне очень повезло, моя семья активно поддерживает мое творчество, можно сказать, живём одним делом.


Возврат к списку