По главной улице с оркестром!

По главной улице с оркестром!

26.05.2015

«Духовой оркестр Югры» в сентябре прошлого года отметил первый юбилей – 5 лет. Мы решили поинтересоваться у его участников, как проходит шестой «год жизни» музыкального коллектива, реализуются ли амбициозные планы и увеличиваются ли численные показатели публики. А заодно выяснили, как дирижировать бровями, играть на пишущей машинке, и сколько нужно музицировать без перерыва, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Ответственные за достоверность фактов, изложенных в статье: Михаил Лобов – кларнетист и по совместительству врио директора, Сергей Свиридов – художественный руководитель и главный дирижер.

О ДУХОВОМ ОРКЕСТРЕ ЮГРЫ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

Михаил Лобов: «Духовой оркестр Югры» сегодня – молодой профессиональный коллектив. Для региона это школа исполнительского мастерства для молодых музыкантов, студентов Ханты-Мансийского филиала Российской академии музыки имени Гнесиных. На базе этого учреждения и был образован студенческий духовой оркестр. Постепенно из него «вырос» духовой состав, который нельзя было назвать профессиональным, но именно он дал возможность участия в торжественных городских, окружных мероприятиях, праздниках, отчётных концертах. Это дало повод для разговора с правительством Югры о необходимости создания более масштабного проекта – профессионального коллектива, способного привлекать интересных солистов, открывать-закрывать крупные события в столице региона. В сентябре 2009 года губернатор Югры поручил: «Духовому оркестру – быть!». Тогда и закипела подготовительная работа – поиск музыкантов, приобретение необходимых инструментов.

СВОБОДНЫЕ ВАКАНСИИ

Сергей Свиридов: Начиналось всё с 20 музыкантов. Мы приглашали «гостей со всех волостей» – из всех консерваторий страны «вытаскивали» таланты играть в нашем оркестре. Этот процесс не заканчивается до сих пор. И сегодня некоторые места вакантны. Профессиональный коллектив, с точки зрения художественного замысла, выполнения всех музыкальных функций, требует расширения. На 5-10% штат пока не укомплектован. Нужны гобой, 3 трубы, 3 кларнета, ударники. Артистический состав сейчас – 48 музыкантов, плюс художественный руководитель и дирижёр в одном лице. 4 человека – административный аппарат. Итого 53 человека. Средний возраст – 30 лет, от 23 до 35 варьируется. Откуда только нет оркестрантов – выпускники консерваторий и академий из Саратова, Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Ростова, Барнаула, Ханты-Мансийска! Трудно привлечь из других регионов талантливых людей, так как многих пугает Север, кто-то боится холодов, другим не позволяет здоровье. Стараемся создавать условия, частично компенсировать оплату жилья. Нам необходим, прежде всего, высокий уровень исполнителей, обладающих профессиональными навыками.  

О ДОСТИЖЕНИЯХ И ВОЗМОЖНОСТЯХ

Михаил Лобов: За 5 лет в нашем коллективе художественный руководитель поменялся только однажды, а вот дирижёры – несколько раз. Сергей Свиридов – пятый. Он самый титулованный, в коллективе – с осени прошлого года. Лауреат всероссийских и международных конкурсов как пианист, саксофонист, дирижёр, кроме того, дважды стипендиат фонда Владимира Потанина, во время учёбы в Московской консерватории – стипендиат Президентского фонда (2008-2009 годы). 

Сергей Свиридов: Духовой оркестр Югры – участник различных фестивалей и марш-парадов. Участие же в конкурсах требует определённого финансирования, выезда за границу, а это проблематично для большого коллектива. Серьёзные музыкальные конкурсы проводятся только за рубежом. Хотя потенциал оркестра позволяет нам участвовать в подобных мероприятиях, показать себя, достойно выступить. А вообще концертных профессиональных гражданских (не военных) духовых оркестров в России, которые смогут сыграть, к примеру, Девятую симфонию Шостаковича, по пальцам можно пересчитать. Например, такие есть в Белгороде, Ростове, Саратове, Якутии, Московской области, ну и, конечно, среди них  –  государственный академический духовой оркестр России.

...А Я ЛЮБЛЮ СВОИ МЕСТА РОДНЫЕ

Сергей Свиридов: За кордоном пока не бывали, гастролировали в основном по России. Выступали в Москве, ЯНАО, объехали весь автономный округ. По плану – 13 обязательных выездных выступлений за 10 месяцев концертного сезона.  

Михаил Лобов: Часто выступаем с концертами в общеобразовательных учреждениях, выезжаем с гастрольными программами в населенные пункты региона, участвуем в презентационных, культурно-массовых, спортивных, общественно-политических мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней. Кроме этой площадки, были концерты в Центре искусств для одарённых детей Севера и КДЦ «Октябрь». В настоящий момент ведутся переговоры о гастролях по УрФО. Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Курган могут нас ждать в гости с концертами уже осенью, в начале следующего сезона.

В КОНТАКТЕ

Сергей Свиридов: За последние месяцы оркестр успел завоевать авторитет и снискать признание публики Ханты-Мансийска, приобрел своего слушателя, полюбился горожанам. С каждым концертом зал заполняется всё больше. Приходят и постоянные слушатели. Наша публика – абсолютно разные люди, молодёжи тоже достаточно много. После концерта люди обсуждают, делятся впечатлениями, пишут комментарии в соцсетях. У нас есть страничка в «ВКонтакте» – vk.com/wind_band_ugra, инстаграм, фейсбук, официальный сайт – wind-band-ugra.ru.  Звонят, просятся попасть на очередное мероприятие.

О РЕПЕРТУАРЕ

Сергей Свиридов: Все боялись, что, если будем играть много классики, то потеряем публику, но мы только приобрели слушателя. Академическая классическая музыка – не пустая, она для умных людей, заставляет мыслить. С моим приходом в коллектив репертуар полностью поменялся. У меня своё видение, представление, что должен играть профессиональный коллектив. Я как главный дирижёр хочу достичь нескольких целей сразу: во-первых, воспитать коллектив в профессиональном отношении, чтобы оркестр продолжал ежедневно расти, развиваться. Для этого необходимо играть академическую, классическую музыку, которая содержит огромное количество профессиональных трудностей для исполнителей. Во-вторых, воспитать публику, которая не только разбирается в искусстве, но и просто получает удовольствие от увиденного-услышанного. В Ханты-Мансийске, к сожалению, местные слушатели не избалованы высокой, классической музыкой. Львиную долю культуры в Югре «делали» приглашённые «звёзды», заезжие гастролёры, да и то раз в год по обещанию. А люди думали, что так и должно быть… Имея же свои, доморощенные профессиональные коллективы, просто необходимо «поднимать» их тут и воспитывать зрителей региона. Ко мне подходили местные жители, спрашивали: «Вы недавно образовались? Мы вас впервые услышали». А нам уже 5 лет! Если дать финансовую возможность развиваться местным коллективам, отдача будет небывалой! От этого выиграют и качество, и количество.

ЭКСКЛЮЗИВ ОРКЕСТРА ЮГРЫ

Сергей Свиридов: Сегодня оркестр играет русскую симфоническую музыку в переложении для концертного духового состава. Месяц назад мы записали диск из очень сложной, красивой и популярной русской классики. В течение четырёх дней по 8 часов записывали симфоническую сюиту Римского-Корсакова «Шахерезада»: это премьерное исполнение, в России никто не делал ничего подобного из крупных концертных духовых оркестров. Для этого проекта из симфонического оркестра Юрия Башмета «Новая Россия» приехала Анна Шкилева (тромбон). Также в диск вошли романс Свиридова, арии из опер Римского-Корсакова, Бородина и А. Рубинштейна в исполнении солистов Ирины Поспеловой и Максима Сударева, торжественная увертюра «1812 год» Чайковского. Это уникальный опыт для музыкантов – на таком уровне и с таким репертуаром. Презентация диска состоится на канале «Югра» в скором времени. Сейчас идёт работа по сведению, монтажу. Потом диск поступит в свободную продажу, и меломаны смогут почти 80 минут наслаждаться музыкой. Я считаю, что профессиональный коллектив обязан раз в год-полтора выпускать альбом. Этот диск будет нужен, прежде всего, для презентации, профессионального представления коллектива в другом регионе или даже стране.

ФИЛОСОФСКИЙ ВОПРОС О ПРИЗВАНИИ И ПРОФЕССИИ

Сергей Свиридов: Дирижер для меня – это призвание. Я не представляю себе, чем другим мог бы заниматься в жизни. Я на своём месте уже больше 6 лет, чувствую себя в своей тарелке. Есть много выдающихся музыкантов-исполнителей, но дирижёры из них чаще всего получаются хуже, чем исполнители. Примеров тому – масса. Геннадий Рождественский, которому сейчас 84 года (он до сих пор выходит за пульт), всегда говорил: «Дирижёрами не становятся, ими рождаются!». Дирижёр – редкое сочетание таланта музыканта и руководителя.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕКРЕТЫ

Сергей Свиридов: Конечно, можно и карандашом вместо палочки дирижировать, но не это главное. Есть такое понятие, как дирижёрский аппарат. Это включает в себя и знание психологии, и умение наладить контакт с музыкантами. Здесь задействовано всё: и руки, и ноги, и мимика. В консерватории нас даже обучали так: завязывали руки за спиной, и мы дирижировали одними бровями или только глазами! Это феноменальная практика – минимизировать жест, не превращаться в обезьянку в цирке, в марионетку, которая машет руками. Такого не должно быть. Это ведь очень тонкая работа. Она напрямую зависит от реакции, координации, полного владения своим телом. Каждый жест точно выверен. Дирижёр должен поймать и уследить, что каждый музыкант делает, какую строчку играет, когда вступает. Музыкант может и просчитаться, у него много пауз до следующего вступления при исполнении произведения в оркестре. А дирижёру его надо заранее предупредить, вплоть до взгляда. Уже давно был опыт первого симфонического ансамбля без дирижёра. Такая практика вскоре показала, что это невозможно. Ведь надо организовывать работу коллектива, сам музыкальный материал, который написан композитором. Одно дело, когда играют 6 человек, другое – 56! Дирижёр – это организатор во всех смыслах и проводник между музыкой композитора, оркестром и залом. Природа возникновения звука у каждого инструмента – разная, и легче управлять меньшим количеством людей. С каждым музыкантом в оркестре при исполнении произведения у дирижёра должен быть контакт.

Сложность работы дирижёра – ещё и в том, чтобы постоянно увлекать, заинтересовывать музыкантов новыми произведениями, создать такую атмосферу, когда артисты сами будут получать удовольствие, доставлять его публике, передавать настроение в зал. Ведь можно реально надоесть скучным репертуаром, своей неготовностью к репетиции.

ВСЕ ДЕЛО В ПАЛОЧКЕ

Сергей Свиридов: Она удлиняет руку, предплечье для ясности жеста. При взмахе, подъёме руки с палочкой музыканты «читают» точку соприкосновения со звуком, делают вдох. Размер её тоже имеет значение. Все палочки разные по длине – от 35 до 50 сантиметров. Рукоятки у них также разной формы – круглой, каплевидной, плоской. Каждый дирижёр выбирает себе палочку, кому какая удобна. Это как одежда по размеру: главное, чтобы «костюмчик сидел». Я дирижирую с палочкой чаще всего быструю музыку, чтобы показывать отдельные штрихи, нюансы звука, тогда она выполняет роль метронома, отсчитывает такты. Иногда – обхожусь без неё, когда музыка плавная, медленная, протяжная, и руки должны быть свободны, локти открыты. А бывает, вообще перекладываю палочку в левую руку.

«ФИШКИ» ОРКЕСТРА ЮГРЫ

Михаил Лобов: Мы периодически шутим, заигрываем с публикой. Есть такое произведение «Кларнетовые конфетки», когда исполняем его, в конце неожиданно для слушателей музыканты достают из карманов и кидают маленькие конфетки в зал. Недавно тоже был концерт, где в программе играли «Марш Радецкого», написанный Иоганном Штраусом-старшим, а Сергей Свиридов дирижировал залом. Он ещё называется маршем для зрителей с оркестром. В определённый момент дирижёр поворачивается к зрителям, и они начинают хлопать под музыку. Игра со слушателем получилась, всем понравилось. Также включали в программу «Концерт для пишущей машинки с оркестром», автор – Лерой Андерсон. На сцену с умным видом и лицом народного артиста России выходит музыкант в рубашке клерка, нарукавниках, садится за настоящую печатную машинку, начинает строчить текст под музыку оркестра, раритетный аппарат щёлкает, дзинькает… а в конце артист сворачивает из этой бумаги самолётик и пускает его в зал!

ТВОРЧЕСКИЕ ПЛАНЫ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ СЕЗОН

Михаил Лобов: Они крайне амбициозны. Больше концертов – хороших и разных, гастроли в России и за рубежом. Сотрудничество с ведущими отечественными и зарубежными композиторами и исполнителями, звукозаписывающими компаниями, формирование собственных абонементов в городах и поселках Югры и других регионах страны, участие в престижных всероссийских и международных фестивалях и конкурсах. Закрытие вакансий оркестра. Приглашение известных солистов-исполнителей и дирижёров «с именем» из ГАБТ, Мариинки. Недавно был такой опыт: они давали мастер-класс нашим музыкантам, оценили высокую квалификацию духового оркестра Югры. Для нас это стимул играть лучше. К тому же это популяризация коллектива. В регионе будут знать в лицо именитых виртуозов, а те, в свою очередь, увидят коллективы автономного округа. Например, многим уже знакомы вокалисты Югры Максим Сударев и Ирина Поспелова.

ЛУЧШЕЕ ИЗ ПОСЛЕДНЕГО

Сергей Свиридов: 30 апреля в КТЦ «Югра-Классик» состоялся концерт в 2 отделениях «На страже мира» Духового оркестра Югры. В программе, посвящённой 70-летию Великой Победы, были исполнены Девятая симфония Дмитрия Шостаковича, которая была написана в 1945 году, после окончания войны. Это произведение, по словам композитора, стало «вздохом облегчения после мрачного лихолетья с надеждой на будущее». Также в концерте прозвучали знакомые песни военных лет в исполнении солистов Югры Максима Сударева, Ирины Поспеловой. Вместе с оркестром выступил и ансамбль русской песни «Млада». Сочетание высокой академической музыки, вокала вместе с русским народным пением позволило прочувствовать всю музыкальную палитру того времени.

Татьяна Соловьёва


Возврат к списку