Ансамбль «Консоне»: «Черпая из сокровищницы мировой музыки…»

Ансамбль «Консоне»: «Черпая из сокровищницы мировой музыки…»

02.03.2017

Ансамбль камерной музыки «Консоне», руководимый замечательным музыкантом и неутомимым энтузиастом своего дела, заслуженным деятелем культуры Югры Андреем Александровичем Пискуновым, в своей активной концертной деятельности извлекает из забвения и возрождает забытые шедевры мирового музыкального искусства.

Так благодаря ансамблю «Консоне» югорские любители классики открыли для себя пленительную музыку Антона Аренского, Василия Калинникова, Александра Гречанинова и других редко исполняемых русских композиторов 19 века.

И вот вновь драгоценная находка. 1 марта ансамбль «Консоне» представил нам творчество Яна Дисмаса Зеленки – гениального чешского композитора эпохи барокко (17-18 века), родом из Богемии, жившего в Германии. Современные слушатели узнали о нем лишь спустя 250 лет…

«Я убежден, что чем богаче выбор музыки, тем богаче наш духовный мир… Музыка Яна Дисмаса Зеленки – это нечто особое. Ее НАДО слушать. Жаль, что ее появление такое запоздалое – не только на нашей сцене, но и во всем музыкальном мире. Конечно, мне пришлось делать переложение для состава нашего ансамбля или, как говорят музыканты, «инструментовку». Надеемся донести эту вечную музыку до сердец слушателей. Ведь она делает наш мир совершеннее…», – говорит Андрей Пискунов.

Несколько штрихов к музыкальному портрету Яна Дисмаса Зеленки. Его не случайно называют «Богемским Бахом».

Общепризнанно, что Иоганн Себастьян Бах стоит особняком в истории музыки. Все его творчество было направлено к Богу и к будущим поколениям. И то, что великий Бах с уважением относился к творчеству Яна Дисмаса Зеленки, хотя тот числился лишь рядовым церковным музыкантом, – говорит о многом. Бах настолько высоко ценил его произведения, что поручил своему сыну сделать копию церковного песнопения «Магнификат» Зеленки для собственного использования.

Несмотря на то, что Бах был лютеранин, а Зеленка – католик, они были близки по духу, и их творчество часто перекликалось: то же сочетание удивительной простоты с величием и глубиной содержания. Оба были смелыми экспериментаторами в области музыкальных форм. Музыка Зеленки была для барочного времени своего рода авангардом.

К сожалению, творчество Яна Дисмаса Зеленки, как и наследие большинства его современников и предшественников, было на долгое время забыто. Только два века спустя его нотные рукописи были обнаружены, а исполняться более-менее широко стали лишь в 70-80-е годы прошлого столетия. В России первое исполнение оркестровых сочинений композитора состоялось в 2008 году.

Концертную программу «200 лет забвения: «Богемский Бах» ансамбль «Консоне» исполнил в составе:

Андрей Пискунов (художественный руководитель, автор проекта, гобой)

Алексей Нечаев (кларнет)

Евгений Маслеев (скрипка)

Елена Шарова (альт)

Алевтина Мельникова (виолончель)

Анна Бирюкова (виолончель)

Елена Коземиренко (клавесин, орган)

Вела концерт музыковед Елена Полей.

Слушатели после концерта поделились своими впечатлениями. Так, Елена Михайловна отметила: «Да, это музыка, которую надо слушать! Когда в нее погружаешься, то абстрагируешься, словно уходишь из нашей агрессивной цивилизации в другой мир – задумчивый, романтичный». Мансура Мансуровна сообщила: «Душой и сердцем отдохнули. Слушаешь и что-то вспоминаешь из своей жизни. Как будто ты сейчас один в этом зале». Представители городского Общества инвалидов рассказали: «Понравилось, конечно! Музыка эта для нас вроде и сложная, а такое чувство расслабленности появилось... Как теперь говорят – релакс. Спасибо, что приглашаете на концерты. Обязательно придем еще».


Составить представление о мероприятии поможет наш фотоотчет


Возврат к списку