Марафон длиною в концертный сезон…

Марафон длиною в концертный сезон…

21.07.2017

14 концертных программ, грандиозные премьеры всероссийского масштаба, новые циклы концертов и победа в региональном этапе конкурса «Гражданская инициатива» - таким выдался этот концертный год для Духового оркестра Югры и его художественного руководителя и дирижера Сергея Свиридова.

Такой триумф коллектива может создать у стороннего наблюдателя обманчивое впечатление, что ему всё дается легко, с блеском и сразу. Но лишь сам маэстро Сергей Свиридов точно знает, сколько ступеней мастерства пришлось преодолеть оркестру и сколько титанического труда вложить для этого марафона длиною в концертный сезон.

Беседа с Сергеем Свиридовым состоялась в преддверии нового концертно-театрального сезона, ближайшие планы которого для маэстро уже сверстаны.

- Сергей Валерьевич, в конце творческого сезона принято подводить его итоги. Расскажите, насколько он был успешным для вашего коллектива?

- Вот уже ровно три сезона я работаю с Духовым оркестром Югры. Если брать определенную статистику за это время, то получается, что из года в год концертных программ у нас всё больше и больше. К примеру, в сезоне 2014-2015 было исполнено 9 программ, в прошлом – 12, а в нынешнем целых 14!

Этот сезон можно назвать успешным. Было исполнено очень много программ, и они позволили коллективу сильно профессионально вырасти. Особенно за весенние месяцы. Это связано и с тем, что все программы воспринимались на «ура», а также стало больше любителей нашего творчества, критиков.

Появились и такие концертные программы, которые будут в дальнейшем уже циклами. Среди них уже известные «сказки с оркестром», которые в июне получили премию «Гражданская инициатива».

Также в этом сезоне мы впервые ввели в обычную практику выступления камерных ансамблей в Органном зале. Мы будем обязательно продолжать этот цикл.

- Какая из этих работ является вашей гордостью?

- Например, если у тебя несколько детей, тяжело сказать, что вот этот лучше, а этот хуже. Они все разные. И я не могу с уверенностью сказать, что я горд за каждую программу. Дело в том, что каждый раз после исполнения концерта, я думаю, что вроде всё вышло неплохо. Но не следует всегда опираться на реакцию зала. Если публика аплодирует и кричит «Браво», это не значит, что мы все сделали идеально. Кто-то скажет, что мы же работаем для публики! Верно. Но профессиональный художник, мастер, в первую очередь, работает на то, чтобы максимально воплотить изначальный замысел. И 90% наших концертных программ занято академической музыкой, которая написана десятки и сотни лет назад. Моя задача – воплотить то, что было задумано композитором тогда. И это, к сожалению, не всегда удается.

- Что тогда прошлом сезоне удалось точно?

- Неплохо получилась программа «Музыка мирового кино». И она имеет определенный успех в прокате, учитывая, что люди теперь просят показать ее и в регионе, и за пределами округа. На нашем YouTube-канале клипы из этой программы занимают первое место по количеству просмотров. В первый раз мы презентовали ее в Сургуте, и все прошло довольно неплохо. Но когда мы показывали ее в Ханты-Мансийске под Новый год, получилось более качественно с точки зрения звука, сыгранности и слаженности. Думаю, связано это с увеличением профессионального роста музыкантов.

Также очень неплохо была сыграна вторая серия работы с Ансамблем песни и танца. Если в прошлом сезоне совместной работой стала программа «Русская душа», то в этом году мы сделали концерт «Мне о России надо говорить» - продолжение цикла. Этот концерт вышел, на мой взгляд, удачнее. В нем было больше свежести, совершенно других ощущений. Количество зрителей было почти в два раза больше. Но я слышал разные версии: кому-то, напротив, больше понравился первый концерт.

- Вы воплотили в жизнь такой грандиозный проект, как «Чайковский-марафон». Как вы сейчас оцениваете эту масштабную работу?

- Не все, к сожалению, понимают, почему так много говорилось об этом проекте и почему так много сил ему отдавалось. Ведь я не просто так ввел название марафона. Марафон – это забег на очень длинную дистанцию. И неподготовленный человек никогда в жизни ее не пробежит. Но ко мне пришло понимание того, что оркестр и зрители справляются с восприятием этой музыки. И я ожидал, что некоторые не выдержат и уйдут с концерта – это нормальное явление.

Это был самый трудный проект с точки зрения исполнительского мастерства. И именно он, скорее всего, дал коллективу невероятно сильный рост. В этом концерте 2,5 часа музыки, а также крупные аккомпанементы, которые половина артистов в оркестре никогда не играли. И сыграть все концерты Чайковского и «Ромео и Джульетту» в один вечер для публики – здесь в новинку. В начале июня мы выступили с этой программой перед югорской публикой. Они восприняли ее еще лучше, никто не ушел, все сидели до конца.

- Получали ли вы отзывы на эту и другие концертные программы?

- Да, и они очень хорошие. В Югорске концерт посетили артисты духового коллектива, которым руководит мой друг и коллега Андрей Шмидт. Говорят, что были в полном восторге. Все просто не могли понять, как всё происходит. Это тоже определенная гордость.

Но если брать мнение зрителей, то хороший «удар» пришелся по сказкам с оркестром – «Алисе в стране чудес» и «Маленькому принцу». Мы обязательно будем продолжать работу над этим циклом. И премия «Гражданская инициатива» – определенный стимул и аванс на это.

Есть отклики и от наших зарубежных коллег – итальянских, японских, американских, австралийских. Они смотрели «Чайковский-марафон» на нашем канале, и все в восторге! Смотрел концерт и дирижер из Москвы, который здесь работал 4 года назад до моего приезда. И признается, что просто не узнает коллектив. Так что, мне кажется, что мы пока идем в правильном направлении. И надеюсь, будем продолжать в том же духе.

- Вы стремитесь, чтобы каждый после концерта выходил уже другим человеком. Всегда ли эта цель достижима?

- Я не могу отвечать за каждого зрителя. Но часто люди даже сами со мной делились, что заходили с одним настроением, а уходили совершенно с другим. А некоторые пересмотрели свое отношение к музыкальному искусству и начали регулярно посещать концерты, интересоваться нашим творчеством.

Угодить каждому невозможно, потому что всё очень относительно. У людей разные мнения и ощущения. И нам, артистам, нужно просто творить и делать свою работу.

Хотя мне лично кажется, что у любого внутри что-то меняется и что-то происходит после посещения концерта, каждый уходит немного другим человеком.

- Куда в прошедшем сезоне коллектив выезжал на гастроли? Какая поездка вам особенно запомнилась?

- К сожалению, в этом году у нас было не так много поездок. Но каждая по-своему интересна.

Мне всегда приятно приезжать в Нягань, нас там очень восторженно встречают. Также запоминающейся была поездка в Сургут на открытие дворца искусств «Нефтяник». Там уникальная сцена, хорошо поставленный свет и звук, который мы максимально использовали в концерте «Музыка кино». Нас очень хорошо приняли. Зал был полностью полон. И это одна из самых запоминающихся поездок.

- Как проходит «разбор полётов» в коллективе?

- Всегда по-разному. Бывает, что концерт получился абсолютно провальным, и тогда у меня вообще нет слов. Учитывая, что я человек эмоциональный, внутри просыпается обида. Ведь тратится очень много сил, души, времени, а потом что-то не оправдывает ожиданий. И здесь важно понять, что на самом деле это только мои проблемы. Ведь если я чего-то ожидаю, это вовсе не означает, что все будет таким образом.

Но чаще всего после окончания крупного концерта я даю коллективу «отдышаться» на выходных. А после этого мы собираемся, и я начинаю в жесткой, иногда даже ультимативной форме спрашивать: почему это произошло во время выступления, если этого не было раньше?

Мне необходимо понять, что происходит с артистом, когда он выдаёт то, чего не должен был делать и никогда не делал ни на одной репетиции. Причины могут быть разные: может, не выспался или плохо себя чувствует... И если это связано со здоровьем, то вопрос закрывается сразу же.

- Вы видите ошибки каждого артиста в оркестре?

- Всегда. Это же слышно. Просто есть настолько мелкие помарки, что я на них иногда стараюсь не обращать внимания, чтобы не перевести это в конфликт. Передо мной же не роботы сидят. В оркестре 50 человек, почти половина из них – экстраверты. А остальные интроверты никогда не расскажут, что у них происходит в жизни. У кого-то могут быть реальные проблемы. И, конечно, это отражается на их творчестве.

- Часто хвалите артистов?

- Обязательно! Еще в школе искусств меня учили: если уж и критиковать, то по форме «А-Б-А». Где «А» – это всегда позитив. Необходимо всегда с позитива начинать и им же заканчивать. А в части «Б» можно и покритиковать. Мне кажется, я выбрал правильную тактику в этом отношении. Не получилось сегодня, значит, всё получится в следующий раз. Так что разбор полётов есть практически всегда, только проходит он в разной форме.

- В этом сезоне вы поставили две сказки с оркестром, в основном рассчитанные на детскую аудиторию. Насколько сложно взаимодействовать с детьми? Удалось ли «зацепить» их?

- Хочется начать с возрастного ценза. Я бы не сказал, что это детские сказки. Выбирая их, я рассчитывал на очень широкую аудиторию. Нужно было достучаться до уже довольно зрелых людей, которые, возможно, неправильно воспринимают жизнь, потеряли к ней вкус в рутине бесконечных дел, перестали замечать мелочи, на которых всё держится – доброта, любовь. Это мне и хотелось донести до зрителя. Поэтому мне важно, чтобы на «сказках с оркестром» сидело больше взрослой публики.

Мы будем продолжать делать сказки для детей 6+, 12+ и так далее. Но очень мало сейчас маленьких детишек, которые могут хорошо сидеть и слушать. Их, конечно, нужно приучать к этому, но не через призму премьерных концертов.

И все же, думаю, что до зрителя старше 6 лет мы достучались. Особенно это ощущалось на премьере «Алисы в стране чудес». Я ожидал, что слушать будут плохо, но вышло как раз наоборот. А вот в Сургуте почему-то ее восприняли хуже: дети разговаривали, ходили по залу, отвлекались.

В случае с «Маленьким принцем» все отзывы были хорошие, но разные с точки зрения режиссуры спектакля. Например, меня спрашивали, почему мы не добавили пантомиму, как в «Алисе». Но я намеренно ее не сделал. Мне было нужно, чтобы всё внимание зрителей было направлено на чтеца, музыку и экран.

         - Лично вам ближе «Алиса» или «Маленький принц»?

         - «Маленького принца» я люблю больше. Этот спектакль сделан более профессионально. И я получал очень много позитивных откликов с точки зрения исполнения музыки. Оркестр впервые играл композиции такой сложности. Во-первых, мы исполняли именно фортепианные произведения Клода Дебюсси, не симфоническое переложение. Это говорит о том, что оркестр должен исполнять всё воедино, в одном организме – и нам это удалось. Музыка не замолкала ни на минуту!

Вот в этом случае я горд за оркестр. Исполнение очень достойное, и отзывы из других регионов и стран это подтверждают.

Мне невероятно понравилось работать и с Аленой Черкашиной. Хорошо, что мне пришла идея сделать спектакль совместно. Насколько я знаю, сказки с оркестром в таком масштабе с песочной анимацией никто не делал.

- В этом сезоне вы стали стипендиатом Правительства РФ, лауреатом премии губернатора Югры, одержали победу в конкурсе «Гражданская инициатива». Что дальше?

- Разумеется, нельзя планировать какую-либо победу на будущее. Но сейчас мы будем стремиться победить во всероссийском этапе конкурса «Гражданская инициатива». Постараемся сделать для этого всё возможное с нашей стороны. Ведь голосование в июне – только начало. Вся битва впереди.

Также у нас есть планы на апрель следующего года. В Москве будет проходить конкурс-фестиваль концертно-духовых оркестров из России и других стран. Наш оркестр сможет впервые выйти на такую площадку, профессионально соревнуясь со своими коллегами. Думаю, что время настало. Теперь нам есть что показать и с кем соревноваться.

- С нового сезона коллектив будет называться Концертный оркестр Югры. Что изменится в связи с этим?

- Мы надеемся, что у нас немножко вырастет коллектив. С концертным составом оркестра нам станет проще привлекать струнников.

Те программы, которые мы делаем, это не программы духового оркестра. И мы наконец-то своим названием будем отвечать свои же программам. Ведь нужно сначала давать название коллективу и соответствовать ему. У нас же произошло всё в точности до наоборот. И теперь мы, наконец, приведем всё в соответствие.

- Поговорим о новом концертном сезоне. Чем собираетесь его открывать?

         - По уже сложившейся традиции сезон мы всегда открываем академической музыкой. В прошлые годы открывали Шостаковичем, Гершвином, Прокофьевым, Бахом. В этот раз мы будем играть музыку Рахманинова – пожалуй, самого любимого моего композитора. Оркестр будет исполнять второй его концерт, очередной аккомпанемент для фортепиано с оркестром. Эту музыку знают все, она очень часто исполняется повсюду и везде. Также мы сыграем последний опус Рахманинова «Симфонические танцы». «Ветка сирени» - стандартная академическая программа. Именно с таких следует начинать сезон. И при подготовке каждой такой программы нужно прилагать максимум усилий.

- Чем еще будете удивлять публику осенью?

- Концерты запланированы практически каждую неделю после открытия сезона. Сыграем «Музыку мирового кино» в Югорске и Советском. Затем через неделю откроем филармонический сезон в Нягани «Маленьким принцем». В октябре ждет Сургут, где мы будем играть с выдающимся молодым пианистом Андреем Коробейниковым. Там мы исполним концерт Игоря Стравинского для фортепиано с духовыми и контрабасами – оригинальное, редко исполняемое произведение. В этом же концерте сыграем сюиту из балета «Жар-птица».

Конечно же, будут камерные концерты в Органном зале КТЦ «Югра-Классик». Мы бы хотели повторить «Чёрное дерево», которое мы делали с группой кларнетов. Оставим прежнее название, но разбавим немного новым репертуаром. Это будет в ноябре. Также мы сделаем концерт медного квинтета, может быть, группы тромбонов, и при участии органистки Елены Коземиренко.

- А что ожидает зрителей во второй половине сезона?

- В декабре мы создадим настоящее новогоднее настроение – покажем «Щелкунчика», в котором примут участие артисты Центра искусств для одаренных детей Севера. Балет, скорее всего, будет в сокращенном варианте. Но все известные мелодии и хореографию публика увидит и узнает.

Обязательно в зимний период поставим «Снежную королеву».

Также планируется проект, над которым мы уже работали ранее, - «Солисты – наша гордость».

В феврале намечается цикл всех фортепианных концертов Ференца Листа. Хотим исполнить три его концерта для фортепиано с оркестром и выдающееся произведение «Пляска смерти». Я надеюсь, нам это удастся.

С коллективом Театра танца «Смола» я запланировал проект, посвященный юбилею Майкла Джексона - «Michael Jackson Tribute». Весь материал уже подготовлен. Мы хотим сделать настоящее шоу: развернем сцену по-другому, будем использовать светодиодные экраны. То есть создадим картинку не академического коллектива.

В апреле мы предполагаем сделать два крупных проекта. Одна из моих идей –воссоздать на сцене нечто вроде музыкальной обсерватории. Вся музыка будет построена именно на космической тематике. Главное, что мы уже подготовили и выучили материал! Осталось лишь определиться с видеоматериалом, потому что предстоит сложный видеомонтаж. А второй проект будет связан с Днем Великой Победы. С ансамблем «Млада» запишем в студии несколько десятков песен военных лет. И исполним их потом на сцене КТЦ «Югра-Классик».

На май-июнь запланирован концерт с юными солистами Центра искусств ко Дню защиты детей. Давно хотел сделать подобный проект, чтобы дать детям возможность сыграть с профессиональным оркестром.

- Спасибо за интервью и остаётся пожелать вам и артистам оркестра удачи в новом сезоне, а также творческих успехов и воплощения всех замыслов в жизнь!


Возврат к списку