Сергей Свиридов: Чтобы духовой оркестр жил, его нужно хвалить и критиковать!

02.02.2018

Одна из главных бед культуры – невоспитанность публики в глобальном масштабе, считает художественный руководитель Концертного оркестра Югры, дирижер Сергей Свиридов.

Почему сказок с оркестром больше не будет? Как на главной сцене региона будет отмечаться 60-летие Майкла Джексона? Об этом – в беседе с маэстро Свиридовым.

- Сергей Валерьевич, как начался для оркестра новый сезон?

- В начале сезона к нам пришли новые музыканты. Это всегда положительно сказывается на профессиональном росте коллектива. Для открытия нового концертного сезона мы выбрали музыку великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. В эту программу мы вкладывались с максимальной отдачей. Но считаю, что она удалась не на отлично. Погрешности были, ведь мы взяли сложные полотна великого художника; одни «Симфонические танцы» чего стоят, особенно для такого состава, как наш. Но это был задел для нового творческого сезона и хороший старт на последующие 9-10 месяцев интенсивной работы. Эта музыка впервые звучала на югорской земле. 1 апреля мы частично повторим эту программу в день рождения и 145-летия Сергея Рахманинова.

- Расскажите о совместной работе с московским пианистом Андреем Коробейниковым. Какое впечатление оставил у него оркестр и прошедший концерт «Стравинский плюс»?

- «Стравинский плюс» - центровая программа первой половины этого сезона. С Андреем я выступаю уже не в первый раз.

После этой совместной работы он положительно отозвался о нашем оркестре, похвалил нас. По словам пианиста, когда он слушал репетиции, создавалось ощущение, будто играет большой симфонический оркестр. Это основная задача такого коллектива, как у нас, – создавать жанровость симфонического звучания, но через призму духовых и ударных инструментов. Это как раз то, чем занимаются десятилетиями ведущие оркестры мирового уровня за рубежом. Это стало югорской изюминкой...          


- Всё ли получилось в концерте «Стравинский плюс»?

- С музыкой Стравинского я впервые познакомил югорскую публику, а заодно и половину музыкантов оркестра. Сейчас мы с Андреем Коробейниковым переиграли бы фортепианный концерт Стравинского для духовых и контрабасов. У нас не получилось идеального ансамбля. Возможно, не хватило времени сыграться. Очень удачной вышла сюита из «Жар-птицы» и очень приличной выйдет запись, которую мы уже обрабатываем со звукорежиссером КТЦ «Югра-Классик» Игорем Юрченко. Потом мы представим её на суд слушателей в социальных сетях.

Исполнение музыки Стравинского и Рахманинова стало отправной точкой для оркестра. Коллектив вышел на новую ступень. Программы трёхлетней давности уже будут исполняться с лёгкостью. Исполняя их, музыкантам становится просто и может быть даже где-то скучно.

- Услышим ли мы ещё так полюбившиеся камерные концерты в Органном зале?

- Камерные концерты обязательно будем продолжать. Планирую сделать такую программу составом биг-бэнда. Надеюсь, что это получится уже в этом сезоне. Но если нет, то по традиции – в ноябре следующего.

Последний камерный концерт «Диалоги: дерево и медь» был, на мой взгляд, самым удачным из всех прошедших. Нам удалось точно выстроить палитру жанровости всех произведений – от барокко до авангардного джаза. Здорово, когда мы можем познакомить югорчан с такими произведениями!

И мне очень приятно, что на эти концерты приходят много людей. Они увлекаются музыкой, исполнением, пишут хорошие отзывы.


- Публика увидит вас когда-нибудь снова играющим на инструментах?

- «Диалоги: дерево и медь» - концерт, где я играл впервые на чужом для себя инструменте. Это был своеобразный эксперимент. Мне было интересно попробовать себя не только в качестве дирижера, руководителя и идейного вдохновителя коллектива, а ощутить себя еще и артистом!

Естественно, я буду это продолжать – и не только на этом инструменте, но и на других. Чтобы играть и показываться публике, нужно много заниматься. В следующем сезоне я что-то подобное попробую осуществить.

- «Снежную королеву» снимали наши информационные партнеры – ОТРК «Югра». Для чего это необходимо?

- Чтобы мы продолжали развиваться и творить, нас нужно обсуждать – негативно или позитивно, критиковать, хвалить, на наши концерты нужно ходить. Если не получается слушать в зале, то их нужно смотреть по ТВ, в интернете, онлайн-трансляции. И всегда должен быть контент, записанный профессиональной группой с телевидения, который могут потом в любой момент показать в эфире – вот это круто. Потому что масс-медиа сейчас решают всё. Мы хотим, чтобы это было на постоянной основе.

В прошлом году мы удостоились премии «Гражданская инициатива» регионального этапа. Очень здорово осознавать, что твою работу ценит широкая публика не только на главной сцене Югры, но и гораздо дальше, за пределами округа.


- Когда публика снова увидит «сказки с оркестром»?

- Я не знаю, будем ли мы продолжать цикл сказок. Может, стоит попробовать уже другое жанровое ответвление, но оставаться интересными для маленьких зрителей. Я буду отталкиваться от того, с чем нас номинировали на «Гражданскую инициативу» в номинации «Духовное наследие». Это как раз то, что мы делаем, выходя с детскими концертами, воспитывая «маленькое духовное наследие», сидящее в зале. Именно в этом возрасте они должны приучаться к хорошей, красивой музыке, к добрым кино, мультфильмам, к ярким постановкам, чтобы это оставалось в памяти. Ведь детские впечатления – самые яркие. И детские концерты будут продолжаться. Но, возможно, в другом жанре. Ведь художник должен постоянно искать что-то новое. В первую очередь для себя. И если ему это будет интересно, то он сделает всё, чтобы это было интересно и слушателю.

- Почему ваши концерты редко повторяются?

- Каждый концерт я хочу сделать новым. Понимаю, что сам загоняю себя в рамки, ведь дирижеры так не работают. Они выбирают две-три программы и «катают» их. А у нас даже не обновленные, а просто полностью новые. Этот процесс очень трудоёмкий, но позитивно сказывающийся на музыкантах. Артисту нужно постоянно находиться в процессе – только тогда он будет развиваться и расти, всё время заинтересован. Это большая задача для дирижера – он должен постоянно увлекать артистов работой.

- В феврале зрителей ждёт еще один «марафон». Расскажите о программе «Трансцендентные миры Ференца Листа».

- Эта премьера не связана ни с какой определенной юбилейной датой Ференца Листа. Просто захотелось поиграть все его фортепианные концерты. Мы хотим это сделать так, как еще никто не делал в России. Я с трудом нашел третий концерт Листа. Даже некоторые профессиональные пианисты не знают о его существовании. А он есть, просто его никто никогда не играл в России.

Все три фортепианных концерта и «Пляску смерти» исполнит Елена Коземиренко. Она «по уши влюблена» в Листа. Это, наверное, главный композитор для нее. Елена с большой охотой сейчас готовится к концерту.

- Эта программа сложнее, чем «Чайковский-марафон»?

- Это будет известно уже после концерта. Для пианиста, конечно, сложнее. В «Чайковском-марафоне» были три пианистки, а здесь одна будет играть все концерты Листа в один вечер. Это колоссальная физическая и эмоциональная нагрузка. А простота программы в том, что все концерты Листа длятся в среднем 20 минут. Пианист будет меньше учить музыки.

Лист – это выдающийся музыкант эпохи романтизма, да и вообще за всю историю. Его виртуозность пианиста прослеживается и в композиторском письме. И выучить это все очень непросто. Только избранные пианисты способны сыграть это по-настоящему. Лист открыл новое веяние в романтической музыке – новые гармонии, фортепианная фактура стала шире, разнообразнее и виртуознее, новое отношение к форме фортепианных концертов.

Концерт «Трансцендентные миры Ференца Листа» - ноу-хау для югорской публики, потому что эту музыку тут не играли.


- Чем оркестр порадует своих слушателей весной?

- 24 марта мы покажем «Tribute to Michael Jackson» и сыграем около 15 интересных вещей с театром танца «Смола». Кроме того, в коллектив пришло много новых интересных ребят.

Я бы хотел, чтобы это был не обычный концерт, а формат «дэнса» – партер был поднят, публика была как можно ближе к оркестру, к танцорам. Должен быть насыщенный свет, клипы самого Майкла Джексона на экранах.

Должно получиться очень ярко. Кроме того, в этом году Джексону исполнилось бы 60 лет, и нам нужно это отметить как музыкантам, которые, помимо академической музыки, пропагандируют и популярную.

Самый пик сезона придётся на апрель. 1 числа мы сыграем концерт, посвященный 145-летию Рахманинова, и повторим частично программу «Ветка сирени». Сыграем или Второй концерт Сергея Васильевича, или «Симфонические танцы». Новинкой концерта станет участие в нем семьи нашего концертмейстера Наталии Александровой и Виталия Горового. Будет играть и их сын – Артем. Это первый выход 9-летнего мальчика с оркестром.

Сразу после этой премьеры мы начнем запись песен военных лет с ансамблем «Млада» и Пятой Симфонии Дмитрия Шостаковича. Также мне бы хотелось провезти гастрольный тур по городам Югры, исполнить эти композиции военных лет, сыграть симфонию Шостаковича в крупных залах. Планируется сделать это до 9 мая. А уже в День Победы закончить показом этой записи на концерте живьем.

- Спасибо за интервью и остаётся пожелать вам и артистам оркестра удачи в новом сезоне, а также творческих успехов и воплощения всех замыслов в жизнь!


Возврат к списку