Алексей Пересидлый: Я просыпаюсь, а в моей голове уже звучит музыка…

11.04.2018

Алексея Пересидлого – музыканта-виртуоза и артиста КТЦ «Югра-Классик» - невозможно представить без баяна. Под его зажигательные ритмы в пляс бросаются даже неподвижные предметы.

25 апреля Алексей совместно с ансамблем камерной музыки «Консоне» представят зрителям эксклюзивный концерт «Баян черный академический с камерной нотой «Консоне».

В интервью этот обаятельный и невероятно открытый музыкант рассказывает, как ему достался один из самых лучших баянов в мире, каково это – «болеть» музыкой, и почему он старается поумерить свои фантазии.


- Алексей, как в вашей жизни появился баян?

- Это обычная среднестатистическая история, как у многих мальчиков и девочек, родители которых мечтают, чтобы их дети пошли в музыкальную школу и играли на музыкальном инструменте. Кто-то выбирает фортепиано, кто-то скрипку… У меня всё было просто. Моя старшая сестра Света уже на тот момент училась в музыкальной школе и играла на аккордеоне. Когда я подрос, родители поняли, что мне тоже нужно идти в музыкальную школу. Я успешно прошел начальные тесты. И родители думали, что они меня успешно отдадут учиться на аккордеоне, потому что дома этот инструмент уже был. Но преподаватель Нина Анатольевна Харченко решила, что я должен играть на баяне и настоятельно рекомендовала это родителям. Личного волевого решения в 7 лет у меня еще не было. Мне в принципе нравилась музыка. Я стал ходить в музыкальную школу, всё у меня получалось, как мне казалось, само собой. Но впоследствии я узнал, что не у всех может получаться так быстро. Оказалось, что это очень хорошие способности, которые вылились в талант.

Затем я поступил в Сургутский колледж, а после него – в Российскую академию музыки имени Гнесиных к профессору Вячеславу Семенову, потом учился в аспирантуре. Это был долгий путь. На протяжении всех этих лет я ни разу не пожалел, что прикоснулся именно к этому инструменту. И понял одно – если учишься быть музыкантом, не имеет значения, на каком инструменте хочешь выразить свои мысли и внутренний мир.

- Кто повлиял на ваше становление как музыканта?

- Есть такой замечательный музыкант, который неоднократно приезжал в Ханты-Мансийск. Его нельзя назвать просто баянистом, он величайший музыкант современности. Это Юрий Шишкин. Он как раз тот человек, который посеял во мне ядро, благодаря которому захотелось стать больше, чем просто баянистом. Мне захотелось выйти за рамки фольклорного музицирования, играть академическую и современную музыку, джаз. Он для меня открыл те двери, которые в музыкальной школе были прикрыты рамками русско-народной музыки.

Я познакомился с ним во время учебы в Сургуте, он приезжал с мастер-классами, и «влюбился» в него как в музыканта с первого взгляда, буквально боготворил его, дышал вслед его игре.

Когда принимал решение, что хочу учиться дальше, получать серьёзное профессиональное образование, то понял, что хочу учиться у того же профессора, у которого учился сам Юрий Шишкин. Так я попал к Вячеславу Семенову. После обучения у такого профессора открыты все пути для любого вида музицирования.


- Как воспринимается сегодня баян в мире? Насколько он востребован?

- Это зависит от различной среды, городов, музыкантов. Еще в детстве я любил передачу «Играй, гармонь»… С родителями мы всегда пели украинские и русские народные песни.

Для нашей страны по-прежнему имеет большое значение фольклорное звучание баяна. Особенно, если брать во внимание поколение наших родителей, бабушек, дедушек, когда ни одна свадьба не обходилась без баяна. Даже сегодня иногда бывают такие мероприятия, где люди хотят слышать фольклорный баян, попеть песни за душевным застольем.

Но баян может звучать и в эстрадном плане. Примером этому стал наш совместный проект с Театром костюма «Фэшнконцерт», где я выступил музыкальным руководителем и артистом одновременно. В концерте была современная стилизация известных русско-народных композиций и популярной зарубежной музыки.

Также есть огромный пласт современной академической музыки, написанной для баяна. Это сложная музыка, и круг людей, предпочитающих ее, узок. В Европе она пользуется б`ольшим спросом, чем в нашей стране. Скорее всего, европейцы ментально более готовы к восприятию сложной музыки.

- Расскажите о баяне, на котором играете вы.

- Я играю на «Юпитер», который приобрел у Юрия Шишкина. Он всегда в поиске нового интересного звучания и периодически покупает новые инструменты. Я учился в училище, когда он как раз продавал один из своих инструментов. У меня на тот момент не было денег, и я не представлял, сколько это стоит. Это была сумасшедшая сумма. Но я зарезервировал за собой бронь, был первый в очереди. Далее была сложная история с поиском денег. Особенно нелегко было моей семье. Но, тем не менее, сегодня в моих руках – один из лучших инструментов в мире. Ему уже более 20 лет.

- Как формируете свой репертуар?

- Я постоянно нахожусь в вечном поиске, самокопании и самоосознании. Как музыканту мне бы хотелось играть самую разную музыку, какая только есть на планете, и сотрудничать с абсолютно разными интересными музыкантами. Я попытался выйти за рамки общепринятых норм, связанных с баяном и фольклорным жанром. Находиться в ипостаси какого-то одного определенного жанра мне очень тесно.

Репертуар формируется перманентно из года в год. То, что буду играть на концерте 25 апреля – было задумано еще 10 лет назад, но воплотить это тогда еще не мог. Не хватало нюансов, связанных с мастерством, внутренних и глубинных знаний. Я был еще не готов передать музыку таким образом, какой слышу ее сейчас.

Я фантазировал, как бы мне хотелось это сыграть. Моя работа происходит 24 часа в сутки. Первая мысль с утра, как и что мне играть. Просыпаюсь, а в моей голове уже звучит музыка. Ложусь спать – и она не перестает звучать. Этот процесс бесконечен. Как бы мне ни хотелось его в себе подавить, он не останавливается.

Например, недавно я услышал, как пианист-виртуоз Аркадий Володось играет на рояле музыку Вивальди. Я слышал эту музыку много раз, ведь это хит в классической музыке. Но никогда ко мне не приходила мысль попробовать это сыграть. И я сразу же «заболел». Меня просто «выключило» на две недели. Нашел ноты, побежал и начал репетировать. Это всё произошло спонтанно, а что-то может формироваться десятилетиями...


- Кому пришла идея совместного концерта с ансамблем «Консоне»?

- Это наша общая идея. Мы просто решили с Андреем Пискуновым сыграть что-нибудь вместе. И попробовали исполнить произведение Пьяццоллы, которое долго готовили, создавали аранжировку, думали, как адаптировать его для этого коллектива.

И затем мы решили сделать совместный концерт с произведениями для такого состава – ансамбль и баян. Наши идеи с музыкантами ансамбля оказались созвучны.

Еще у нас есть серьезный идейный вдохновитель – Елена Полей, которая очень любит музыкантов и всё, что связано с академическим искусством. Она постоянно всех «подбивает» на то, чтобы артисты и коллективы создавали что-то совместное.

- Расскажите о предстоящем концерте. Что ждет публику?

- В концерте будет исполнена очередная моя давняя музыкальная фантазия – произведение Золотарева «Камерная сюита», написанное для баяна. Но лет 20 назад, прикоснувшись к этой музыке, мне вдруг показалось, что одного баяна слишком мало для этого произведения. Мне хотелось, чтобы в нем было больше красок, созвучий, больше инструментов, которые придали бы ему новое звучание. Я поделился этой идеей с Андреем Пискуновым, и мы сейчас репетируем эту композицию.

Также будут произведения Пьяццоллы – достаточно интересная музыка, немного измененная и переделанная. Будет Чесноков – несколько номеров «Литургии Св. Иоанна Златоуста» – это духовная музыка, написанная для хора, но я буду играть ее на баяне. Это моя давняя мечта.

Еще один номер планирую сыграть самостоятельно – это будет маленький сюрприз для публики. Своеобразный акустический эксперимент – произведение известного минималиста Арво Пярта. Не буду раскрывать подробностей. Это непростая музыка, но те, кто любит серьезный андеграунд, смогут получить глубинное удовольствие.

- А публика может надеяться на ваш сольный концерт?

- Рано или поздно он состоится. Я об этом думаю постоянно. Когда только приступаю к созданию какого-то процесса, сильно его идеализирую. И когда приходит время его реализовать, становится понятно, что для этого нужно очень много людей, фанатично заряженных этих делом, достаточно большое финансирование.

И постоянно прихожу к мысли, что нужно сокращать масштаб своих фантазий, чтобы хоть что-то сделать.

Но уверен, что реализую такой концерт, поскольку всё, что сегодня происходит в моей жизни, случается и что сбылось, – задумано много лет назад. Всё это состоится, потому что я живу с этими мыслями.

- Алексей, благодарим за интервью!

А вас, уважаемые зрители, приглашаем на премьеру «Баян черный академический с камерной нотой «Консоне» 25 апреля в 19.00 в Органном зале КТЦ «Югра-Классик». Алексей Пересидлый и ансамбль камерной музыки «Консоне» под руководством Андрея Пискунова исполнят для вас эксклюзивный концерт с произведениями композиторов ХХ века: В. Золотарева, П. Чеснокова, А. Пьяццоллы.



Возврат к списку